Год предпринимателя: Общепит об ожидаемых изменениях в 2018 году

Своими ожиданиями от текущего года поделились ведущие рестораторы республики.

1_web

В Узбекистане 2018 год стал Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. Это коснулось и предпринимателей в области общепита.

____________
чустийБахриддин Чустий
Ресторатор, бренд-шеф и сооснователь Chustiy Cuisine, Tez food, Oshxona.uz и ресторана высокой узбекской кухни Sal-Sal

 

 

 

В 2018 году мы ожидаем больших перемен в налоговой сфере. Сравнивая с другими странам, видно, что у нас очень большой налог на общепит. 10 процентов от общей выручки — это очень много. Это в разы выше, чем даже в России и Казахстане. Система налогообложения на персонал тоже высоковата.

Если у вас ресторан и вы нанимаете больше 25 человек, то процент налога существенно растет. Некоторые рестораны, если у них, например, сеть, предпочитают оформлять каждый как отдельную фирму, чтобы хоть как-то сократить процент налога. Мы ждем, что изменения произведутся именно на этом уровне, и нам будет легче работать.

____________

абдуллаев

Тимур Абдуллаев
Ресторатор, руководитель Академии ресторанного бизнеса, председатель Комитета по развитию ресторанного и гостиничного бизнеса Торгово-Промышленной Палаты Узбекистана.

 

Мои ожидания, вернее, уверенность в том, что наконец начавшийся диалог между бизнесом и государством даст свои позитивные плоды. Мне бы очень хотелось, чтобы государственные органы не просто нас слушали, а еще и услышали. Бизнесмены долгое время боялись говорить о своих проблемах открыто.

Также считаю, что эффективным и правильным решением будет, если и сам бизнес начнет активнее участвовать в разработке конкретных мер и предложений по улучшению делового климата. Тут работает принцип хлопка, который невозможен без двух ладоней — государства и частного бизнеса. Так что будем ждать громких радостных аплодисментов рынку HoReCa в Узбекистане.

____________

ильсур

Ильсур Гайфуллин
Совладелец Caravan Group

 

 

 

 

Мы надеемся, что у населения увеличится покупательская способность. Все, что сейчас происходит в Узбекистане, все изменения, кадровые перестановки — это революционные вещи, о которых мы не могли и мечтать. Если они продолжатся в этом же темпе, то скоро все вокруг будет выглядеть гораздо лучше, а мне есть с чем сравнивать текущую ситуацию.

Я хорошо помню, как выглядел ресторанный бизнес до первого финансового кризиса — во многие заведения было сложно попасть, было много гостей, в том числе и иностранцев. Тогда не только в Узбекистане, но и в Центральной Азии работало много иностранных компаний и представительств, и они размещались в Ташкенте. Бизнес-активность была на высоком уровне.

И мне кажется, что сейчас бизнес-активность увеличивается с еще большим темпом, и финансовая состоятельность людей улучшается.  Очень много усилий прилагается для улучшения инвестиционно-привлекательного фона страны, что непременно потянет за собой и бизнесменов, и инвесторов, и туристов. Что нас, рестораторов, очень радует. Приятно осознавать, что для многих гостей нашей страны посещение ресторанов Caravan Group — важный пункт в их поездке. Очень много времени и сил наша компания тратит на изучение пожеланий наших гостей. И поэтому мы постоянно разрабатываем новые блюда, пополняя ими наше меню. У нас есть знания и опыт, но зачастую не хватает нужных продуктов и ингредиентов. Но ситуация может существенно измениться, если будет снижена таможенная ставка на ряд продуктов, которые наш гость привык видеть в своем городе и у себя на столе. Это и сыры, и отдельные виды мясной продукции, рыба, морской продукт, винные изделия, отдельные ингредиенты, без которых невозможно достойно передать преимущества блюд.

И на это важно обратить внимание, потому что мы — рестораторы зачастую сталкиваемся с непростыми ситуациями, внутри которых приходится объяснять гостю столицы причины, по которым бутылка вина, которая у него дома стоит 5 евро, у нас может стоить $80 и больше. И они не всегда склонны верить в то, что причина не только в нашем желании заработать, но и всевозможные акцизы, таможенные ставки и так далее повлияли на цену.

Кроме того, очень важный вопрос — образование специалистов, работающих в ресторанном бизнесе. Нам часто приходится сталкиваться с недостатком знаний у выпускников средних специальных профессиональных учебных заведений. Да и самих высших учебных заведений в нашей сфере недостаточно, и методика образования в них устаревшая, не соответствующая современным тенденциям и требованиям рынка. В странах, задающих тон ресторанной индустрии, для того, чтобы попасть на кухню обычным помощником повара, необходимо пройти как минимум три года обучения в популярных для молодежи специальных учебных заведениях. Выпускниками этих заведений стало огромное количество поваров, узнаваемость которых сродни голливудским звездам. У нас же шеф-повара могут не знать требования СанПиНа, основного документа, регламентирующего правила и стандарты работы в общепите. И вопросом образования нужно заниматься безотлагательно и всерьез. Иначе ситуация с шикарными посадочными залами, но с убогими антисанитарными производительными цехами останется неизменной.

Нам важно помнить, что люди приходят в общепит, конечно же, послушать музыку и удобно посидеть. Но прежде всего для того, чтобы вкусно  поесть без вреда собственному здоровью. Очень важно перенимать прогрессивный опыт у лидирующих в ресторанном бизнесе стран. И очень приятно отметить, что в нашей стране это уже происходит. Повара из Турции, Италии, Франции, Израиля и Германии с удовольствием делятся своими знаниями и опытом в ресторанах нашего города. Но, к сожалению, до специалистов сервиса дело еще не дошло. Надеюсь, в ближайшее время представители этой индустрии приедут в нашу страну для того, чтобы делиться своими знаниями. Это очень важно для развития ресторанного бизнеса и общества в целом.

И тем не менее мы хорошо осознаем, что многое в наших руках и, засучив рукава, должны быть еще активнее и идти в ногу со временем. И нам этого очень хочется. Десятилетиями не происходило ничего подобного, и какие изменения мы видим за год! Все эти вновь возникающие возможности наполняют нас желанием быть участниками этих грандиозных процессов.

____________

максудов

Санджар Махсудов
Управляющий партнер Smart Group Restaraunt

 

 

 

 

Ожидания от этого года очень большие, и только слепой не заметит наступающие положительные перемены. Потянулись инвесторы, стали возвращаться наши соотечественники, давно покинувшие родину, оживляется поток туристов. Ресторанный рынок тоже живо на это реагирует. Открывается много новых ресторанов мирового уровня. Да и мы наметили открытие четырех крупных ресторанов на ближайшие полгода. Каждое из них станет знаковым событием.

Что касается проблем, то их с каждым днем реально становится все меньше: увеличили максимальное количество сотрудников для малых предприятий, благодаря чему облегчился учет налогообложения, решился вопрос выдачи наличных на закуп с банка, открылась конвертация, благодаря чему на рынке появились ранее труднодоступные товары. Сейчас хотят продлить время работы ресторанов до 24 часов, что не может нас не радовать. У нас очень много гостей иностранцев, и в самый разгар вечера приходилось им объяснять, почему мы вынуждены просить их уйти.

Из существующих проблем, я думаю, на сегодняшний день самая актуальная — это отсутствие квалифицированных сотрудников на рынке труда. Профессиональные колледжи, к сожалению, не готовят сколько-нибудь грамотных ребят, приходится учить их практически с нуля.

Еще налог в 10 процентов с оборота — это многовато для развивающейся отрасли, и если мы хотим, чтобы бизнес вышел из тени, проценты, на мой взгляд, лучше уменьшить.  А в целом настоящая политика нашего правительства внушает в нас изрядную долю оптимизма, и мы искренне верим в наше будущее.
____________

Вы читаете специальный проект от Kommersant.uz «Год предпринимателя: ожидания бизнеса». Остальные статьи проекта, можно найти здесь. 

 

Похожие материалы
Популярное