Тамара Ханум — символ освобождения женщины Востока

Символ узбекского народного танца и освобождения женщин Востока, Тамара Ханум стала одной из первых профессиональных танцовщиц в Узбекистане. О ее творческом пути, который длился более 60 лет, рассказывает старший научный сотрудник Института истории АН РУз, кандидат исторических наук Шухрат Эргашев.

Penson 14 Советская узбекская танцовщица, певица, актриса, хореограф Тамара Ханум на фоне сюзане (узбекская национальная вышивка). Фото Макса Пенсона

В конце XIX – начале ХХ веков на Востоке происходили бурные социально-политические процессы, позднее получившие общее название «Пробуж­дение Востока». Эти процессы в начале ХХ века затронули и Туркестан. Особую актуальность приобрела проблема освобождения женщин.

В мусульманских странах женщины находились в неравном социальном положении. Социаль­ные и религиозные предрассудки запрещали женщинам публичное исполнение народных танцев, хотя, казалось бы, по красоте и изяществу выражения это чисто женская форма искусства.

В начале XX века, особенно после октября 1917 года, в Туркестане начались первые попытки женщин-мусульман освоить сценическое искусство. Эти первые попытки обыч­но заканчивались трагично: многие из них погибли от рук своих мужей и братьев. Поэтому вначале на широкую публику вышли женщины-нему­сульманки, хотя опасностей для них было не меньше. Эти отважные женщины стали символом свободы, путевод­ной звездой для нескольких поколений. Эти первые ласточки способс­твовали освобождению женщин, развитию искусства, пропаганде культуры на Востоке. Одной из них была Тамара Ханум.

Танцовщица и борец по натуре

тамара 02Тамара Ханум (настоящее имя – Тамара Артёмовна Петросян) родилась 16 марта 1906 года в Маргилане. Ее отец, Артем Петросов, работал в железно­дорожных мастерских поселка Горчаково под Ферганой. Несмотря на скром­ный достаток, дочери Амалия, Тамара, Гавхар, Лиза и Вика обучались в гимназии.

Впервые на сцене Тамара выступила совсем юной девушкой в 1917 году. Уже в 11 лет она твердо решила стать артисткой. В те годы, для этого надо было быть борцом по натуре. На одном из представлений сцену, где выступала Тамара, атаковали оружейные выстрелы из зрительного зала. Но этот случай не напугал девочку.

В 1919 году Тамара Ханум вошла в труппу одного из основоположников современной узбекской драма­тургии, театральной и музыкальной культуры — Хамзы Хаким-заде Ниязи. Это были трудные годы гражданской войны и установления советской власти в Узбекистане.

«С детства я хотела только одного – только танцевать, только быть там, где играют карнай и сурнай, где дают представления кукольники и канатоходцы, – вспоминает Тамара Ханум. – Выступала я в то время и в концертах агитпоезда «Восток». Его труппа, переезжая из города в город, с полустанка на полустанок, рассказы­вала людям о том, что несет им новая власть. Мы – девушки – помогали как могли, агитировали женщин за снятие паранджи. Тогда мало было быть хорошей актрисой».

В этой труппе выступал и Мухитдин Кари-Якубов. Они с Тамарой Ханум сов­местно исполняли узбекские народные песни и снискали себе блестящую славу.

Москва, Париж, Берлин

тамара 01В 1924 году правительство Узбекистана отправило учиться в Москву группу молодых талантливых артистов. В их числе была и Тамара, которая поступила на хореографическое отделение театрального техникума им. Луна­чарского. Организаторы одного из концертов, вывешивая афишу, не знали, как назвать узбекскую артистку. Один из администраторов слышал, что за кулисами ее называли Тамара Ханум, что означало в узбекском языке уважительное обращение к женщине. На афише написали: «Концерт с участием Тамары Ханум». Так, неожиданно для себя, Тамара Петросян приобрела псевдоним, с которым не расставалась всю жизнь.

В Москве Тамара Ханум и Мухитдин Кари-Якубов пропагандировали узбекские народные танцы и песенное творчество. Благодаря вокальным данным и яркой, выра­зительной исполнительской манере они сумели сделать узбекскую музыку близкой и понятной московским слу­шателям.

В 1925 году Мухитдин Кари-Якубов и Тамара Ханум вошли в группу артистов, которые должны были представлять СССР на Всемир­ной выставке  декоративного искусства в Париже. Об их успехе писали многие французские газеты. После выступлений в Париже узбекские артисты по­лу­чили приглашение из Берлина, где дали концерты в знаменитом зале Бетховена берлинской филармонии.

«Невозможно забыть двадцать пятый год – год нашей жизни в Париже и Берлине, — писала в дневнике Тамара. — На афишах было написано, что артисты из Узбекистана проведут четыре концерта. Но их было, конечно, не четыре, а больше».

Газета «Известия» в те дни писала: «Самым очарователь­ным в показе была пара узбеков – Тамара Ханум и Мухитдин Кари-Якубов. Исполненный ими на «бис» номер «Или-ла» — песня-игра с покрывалом, — конечно, пленит Па­риж изумительным изяществом мелодии, танца и мими­ки. Здесь тончайшее, как в миниатюре, искусство Вос­тока, забытая в фокстротах грация и чистота эмоции».

Узбекская музыка над руинами городов

тамара 04В 1926 году в Самарканде (тогда столица Узбекской ССР) Мухитдин Кари-Якубов совместно с Тамарой Ханум организовали Узбекскую этнографическую труппу.

С этим ансамблем прошли первые годы становления и усовершенствования искусства танца и вокала Тамары.

Неприглядные бытовые и матери­альные условия артистов, нападения религиозных фанатиков и бандитов, держащих под угрозой целые районы, делали работу артистических трупп и ансамблей очень опасной. Особенно тяжело приходилось труппе Кари-Якубова, так как Тамара была здесь единственной девушкой.

Вскоре Тамара и Мухитдин поженились, и в 1928 году у них родилась дочь Ванцетта.

Однако творческий брак продлился недолго. Тамара вышла замуж во второй раз — за чангиста ансамбля Эргаша Ташматова, с которым они прожили 25 лет. В 1931 году у них родилась дочь Лола.

В 1936 году Тамара Ханум организовала ансамбль песни и танца при Ташкентской филармонии. С этим ансамблем танцовщица провела концерты на всех всенародных стройках Узбекистана 1930-х годов. Особенно запомнилась ее выступление на открытии Большого Ферганского канала в сентябре 1939 года. Свой сольный танец «Сахта Уфар» под аккомпанемент Уста Алима, виртуозного дойриста, Тамара Ханум танцевала на утрам­бо­ванной земляной площадке. Звуки дойры были слышны только в первых рядах. Но в такт ритма танца десятки тысяч зрителей аплодировали ей.

В трагические годы Второй мировой войны Тамара Ханум и артисты ее ансамбля выступали перед частями Советской Армии в тылу. Затем узбекская народная музыка звенела на фронтах западного направления в освобожденном Киеве, над руинами городов в Австрии, Венгрии. За участие во фронтовых бригадах и проявленное мужество Тамаре Ханум было присвоено звание капитана Советской Армии и вручены Сталинская премия, ордена и медали.

Посол мира и муза Востока

В огромном репертуаре Тамары Ханум было более 500 песен на 86 языках. Она выступала с концертами в Париже, Лондоне, Мадриде, Осло, Дели и в других столицах мира.  И неслучайно ее назвали послом мира — исполняя песни разных наро­дов, Тамара Ханум помогала людям понять и полюбить чужую культуру.

тамара 06

За долгую творческую жизнь она собрала коллекцию фотографий, видеозаписей концертов, рукописи воспоминаний и стихот­ворений о своей сложной и счастливой жизни. В 1982 году Тамара Ханум переехала в новую квартиру (ныне улица Тамара Ханум), которую решила сделать своим музеем. В этом ей помог Шараф Рашидов – первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана. Особой ценностью дома-музея стала коллекция национальных костюмов разных народов, в которых когда-то выступала Тамара Ханум. И у каждого костюма была своя история. Например, китайский костюм был подарен актрисе самим Мао Цзэдуном, арабский – Гамалем Абдель Насе­ром, монгольский – маршалом Чойбалсаном, индийский – Джавахарлалом Неру.

Тамара Ханум умерла 30 июня 1991 года в Ташкенте. Проводить вели­кую актрису в последний путь приехали поклонники со всего Советского Союза. Спустя три года после ее смерти состоялось открытие дома-музея по улице Тамара Ханум, 1/41.

Коллекция платьев народов мира, собранная Тамарой Ханум, составила основу экспозиции дома-музея. Также здесь можно увидеть интерьеры жилых комнат, коллекцию фотографий и афиш, аудиозаписи и рукописи стихов певицы, портреты Тамары Ханум, созданные узбекскими художниками, и многое другое.

В статье использованы материалы:

  1. Авдеева Л. «Тамара Ханум».
  2. Бахчинян А. «Армянские актрисы – основоположницы сценического искусства на Востоке».
  3. Исакова М. «Тамара Ханум. Первая ласточка Востока».
  4. Сааков Г. «История жизни известной артистки Узбекистана и ее коллекция платьев».
  5. Симбирцева Т. «Муза Востока Тамара Ханум и ее корейские песни».

Фото: maxpenson.comКино-Театр.РУ

 

Похожие материалы
Популярное