Яркие стартапы 2016 года: Ustabor, Muzone, Instep

Сервис для поиска мастеров-ремонтников, приложение для онлайн-прослушивания музыки и проект бизнес-мессенджера и кошелька по принципу «все в одном». Вспоминаем самые яркие стартапы уходящего года.

o-STARTUP-facebook

 

Ustabor.uz

Скорее всего, вы уже встречали рекламу этого сервиса в общественном транспорте и на улицах города. Его суть – объединение мастеров по ремонту авто и строительным работам с пользователями на одной платформе – сайте.

Бахтиер Турсунов, директор по развитию проекта Ustabor :

photo_2016-11-25_09-32-34— Команда и люди – основная составляющая любого стартапа. Люди, основавшие проект и выстраивающие ориентиры и цели, наиболее значимы, но не менее важны и работники, берущие на себя ответственность за ту или иную задачу в проекте.

Нашему проекту дали жизнь три крупные компании из сферы маркетинга, строительства и развития IT-индустрии, чем и обусловлено его стремительное развитие.

Учитывая, что большая техническая часть проекта на аутсорсе у западных специалистов, мы имеем небольшой, но тщательно отобранный коллектив. Был период, когда нам приходилось прощаться с сотрудниками, не успевавшими за темпами развития проекта. Все это позволило собрать сильную команду — dream team, как называет нас один из учредителей.

Одна из компаний-учредителей расположена в Кремниевой долине в Калифорнии. Основная сфера ее деятельности – создание и раскрутка стартапов. Основатель — бывший гражданин Узбекистана.  Он говорит, что давно мечтал сделать что-то для родной страны. Ведь стартап – это не только решение какой-либо задачи, но и создание новых рабочих мест в такой важной сфере как IT. В нашем случае это еще и инвестиции, и бесценный опыт, которым западная компания делится с нами.

С точки зрения структуры сайта и юзабилити аналогичных сервисов в Узбекистане нет. Наш сервис предлагает пользователям бесплатно найти мастера по бытовому или автомобильному ремонту. Мастерам же сервис позволяет получить работу. У нас огромная база мастеров, удобный интерфейс и мобильное приложение, а еще много уникальных особенностей – западный опыт дает о себе знать. Например, возможность для рекламодателей использовать таргетинг.

Наша страница на Facebook — самая популярная в Узбекистане в сфере строительства. За семь основных месяцев работы проект показал себя достаточно хорошо на нашем рынке. И даже превзошел наши ожидания. Сейчас мы серьезно заинтересованы в захвате рынка Казахстана. Так что, Megamaster.kz, мы идем к вам!

Самый часто задаваемый нам вопрос – на чем зарабатывает Ustabor.uz? Ответ прост: проект зарабатывает и планирует дальше зарабатывать на том же, на чем и все популярные сайты, которые мы знаем – на рекламе. Совсем недавно мы начали размещать рекламу на нашем портале. Несмотря на то, что мы уверены в ее эффективности, эта часть работает пока в демо-режиме. Первые компании, которые дали свою рекламу на нашем сайте – не клиенты, а друзья, которые верят в проект, и мы сделаем все, чтобы оправдать их доверие.

000

 

На ранних этапах запуска мы провели анализ внутреннего и внешнего рынков. Это позволило нам дать пользователям хороший продукт. На поздних этапах я также лично проделал трудоемкую работу по изучению рынка конкурентов: как явных, так и косвенных.

Большинство стартапов в Узбекистане гибнут по одной причине: пользователи не готовы к IT-индустрии. Так же и нам твердили, что мастера не станут использовать наш ресурс, так как не готовы к этому. Но мы решили, что если мастера или пользователи не умеют пользоваться подобными ресурсами, то мы их научим. До появления Ustabor в массах была проделана колоссальная работа, которая сегодня приносит результаты. Так, на нашем сайте 2000 мастеров охотно делятся своими работами и посещают сайт, а также 35 000 пользователей в месяц решают свои вопросы, связанные с поиском мастера через наш ресурс. Бизнес в сфере IT в мире и в Узбекистане – это две разные вещи. Да, зачастую рынок не готов к предложениям, поэтому нам нужны стартапы, которые будут думать не только о пользе своей идеи, но и о реализации и внедрении проекта в массы.

Мы постоянно думает об улучшениях, так как Ustabor должен быстро улавливать реалии рынка и адаптироваться к ним. Многие улучшения — результат проблемных ситуаций, например, когда мы столкнулись с первыми жалобами на ремонтников, то внедрили систему оценки мастеров. В дальнейшем наибольшее внимание хотим уделить ведению блога. Уже сейчас команда работает над его технической частью и контентом.

 

Muzone

Muzone – это приложение-плеер для смартфонов на Android и iOS, позволяющее слушать музыку онлайн. Главный плюс для пользователей из Узбекистана – то, что сервис находится в зоне Tas-IX.

Джахонгир Махкамов, основатель проекта:

photo_2016-11-23_16-15-11— Muzone — четвертый стартап, над которым я работаю, но первый, который основал я сам. Идея пришла около года назад, когда я только переехал с семьей в ОАЭ и искал работу. В такие периоды человеку помогает музыка, я слушал много песен, и в какой-то момент мне надоело слушать одно и тоже по радио, постоянно думать, что бы нового скачать. Как раз тогда в Интернете начали появляться работы многообещающих музыкантов из Узбекистана (Signs, DiLive, «Кук Чой», Flyin’Up, ТR-Project). И вот в перерывах между собеседованиями я начал разрабатывать идею и прикидывать финансовые моменты. К концу года я уже знал, что хочу заниматься музыкальным проектом, но надо было сделать концепт-тест. Я начал рассказывать об идее друзьям и знакомым, получая фидбэк, начал искать первого «последователя». Им оказался мой близкий друг Отабек. Вместе мы начали разработку бренда, начали собирать команду. Сначала я хотел пригласить талантливых студентов-разработчиков за долю в компании, но не получилось: многие были заняты написанием курсовых и дипломных. Потом сам начал кодить серверную часть и приложение для Android. Продлилось это недолго – я кодил как черепаха, сказалось длительное отсутствие практики. Да и под iOS не писал никогда. Поэтому начал набирать команду из талантливых профессионалов за свой счет, а Отабек покрывал расходы в Ташкенте на необходимое железо. Пока поспевал первый прототип, разговорились с Фазлиддином, другом в ОАЭ, который все это время пристально следил за развитием Muzone, и мы договорились о сотрудничестве. Сейчас Фазлиддин —  соучредитель.

Суть нашего сервиса в том, чтобы слушать музыку из облака по востребованности. То есть при выходе у какого-то артиста нового альбома или сингла отпадет необходимость в скачивании всего альбома и расходования трафика на ненужные вам песни. Можно прослушать эти песни в нашем приложении, выбрать понравившиеся и закачать в устройство. Так мы экономим не только время, но и средства на пользование Интернетом. Такого рода приложения уже давно имеются на зарубежных рынках (Pandora, Spotify, Google Music, Tidal), и мы не изобрели что-то новое. В сфере музыкальных приложений в Узбекистане мы также не являемся единственными разработчиками, имеются как предшественники, так и появившиеся после нас аналоги. Главная отличительная черта нашего сервиса – большую часть контента составляет зарубежная музыка, в то время как аналоги больше сконцентрированы на узбекской эстраде. Еще одним плюсом является то, что наше приложение находится в сети Tas-IX (при использовании домашнего интернета), то есть прослушивать песни можно без расхода трафика.

002

 

Трудность сейчас заключается в том, что Muzone не является для меня основным местом работы, приходится совмещать. К тому же в моем дубайском проекте сейчас тоже очень важный этап становления компании. Самое сложное – это успеть уделить желаемое количество времени, внимания и эмоций каждому проекту. Если вы запускаете свой первый проект, постарайтесь как можно больше сократить расходы на его содержание, то есть делайте свой стартап по принципу lean. у меня нет ни одного сотрудника, работающего в full-time режиме. Тем не менее этот аспект не затормаживает процесс улучшения приложения, а наоборот, помогает постоянно внедрять новые функции.

Планы на будущее, естественно, грандиозные. Я думаю, неправильно, если у основателя планы не грандиозные. О стратегических планах говорить не буду, сейчас мы выпустили MVP, то есть минимальный пакет возможностей, таких как поиск и кэширование. В дальнейшем нас ждет внедрение дополнительных возможностей, которые сделают приложение более персонализированным. Например, рекомендации, плейлисты, возможность создания раздела «Любимые». Есть парочка интересных задумок, но о них пока рано говорить.

У меня много идей, жаль, что в сутках всего 24 часа. Прошлым летом мы с ребятами думали о создании приложения по доставке еды по Ташкенту, что-то вроде Deliveroo. Но реализация этого проекта требовала слишком больших инвестиций и расходов на содержание. К некоторым идеям, на мой взгляд, Узбекистан пока не готов, но я держу их в уме на будущее.

 

Instep

Instep – это приложение, задуманное, чтобы заменить множество приложений и сервисов в одном приложении и оптимизировать выполнение целого ряда задач. Пока приложение находится в бета-стадии и сочетает в себе мессенджер и мобильный кошелек.

 Мухиддин Ибрагимов, основатель проекта:

Мухиддин Ибрагимов (2)— Наша команда – это единомышленники, которые собрались, чтобы создать продукт, который сможет стать поистине успешным и популярным. Над проектом работаю я, программисты Джавохир Махмараджабов, Джалолиддин Эркиний и дизайнер Саида Салихова. Идея создания единого инструмента пришла мне в голову в университете. Я сидел на лекции и делал несколько вещей через разные приложения. Стало интересно, а можно ли это все объединить в одно?

Наш сервис начинался как мессенджер. Мы хотели создать проект-аналог WeeChat, соединить мессенджер и платежную систему. Сейчас этот объединенный сервис работает, скоро выпустим большое обновление. Это будет что-то невероятно новое в сфере мобильных платежей в Узбекистане. Instep имеет несколько особенных «фич»: конструктор смайликов – уникальное решение, которое не имеет аналогов в мире, отправка посредством swipe – удобное решение для активных пользователей, режим Accord для принципиально нового способа общения через аудиосообщения, официальные аккаунты – единый инструмент взаимодействия b2c, а также более 70 сервисов, доступных для оплаты. Скоро запустим «платежи на местах». В ближайшей перспективе наша главная задача – разработать мобильный кошелек и добавлять новые полезные функции. В будущем хотим стать национальным кошельком №1 в Узбекистане.

Наш главный способ монетизации – комиссионные. Мы не берем деньги с пользователей, более того, скоро запустим систему кэш-беков и накоплений для пользователей.

В самом начале мы собрали всю имеющуюся информацию и проанализировали ее. Изучили опыт аналогичных продуктов: как они добились успеха, что получалось что нет. Очень важно понять две вещи прежде чем начать делать продукт: во-первых, что вы хотите создать, как это будет выглядеть, что оно будет решать, во-вторых, выполнить хотя бы минимум техзадания. По личному опыту могу сказать: если команда думает, что, написав быстро продукт, который потом нельзя будет масштабировать, сможет его на ходу переписать, то я их огорчу. Так не бывает. Либо вы тратите на разработку дополнительный месяц, либо потом несколько месяцев — на переписывание продукта. Только тогда продукт сможет запуститься.

photo_2016-11-27_19-13-22

Еще один совет: обязательно понимайте, на что у вас хватит сил, а на что нет. Надо четко понимать, какими активами вы располагаете, тогда планировать будет легче. Наша самая большая проблема заключалась в сроках. Мы думали запуститься за три месяца, а затянули на все девять. Это, конечно, еще и потому, что команда «зеленая», без опыта, взялась сразу за крупномасштабный продукт. После полутора лет работы я могу смело сказать, что сейчас наша команда — одна из самых компетентных в своем деле. Но сначала мы толком даже не понимали, что делаем, просто был энтузиазм, что тоже очень хорошо. Команда – самый главный фактор в работе, если есть хорошая команда, то все получится.

Помимо этого проекта, хочу в будущем открыть центр по подготовке кадров в IT. Не все могут позволить себе учебу в университете, а то, что у нас кадровый дефицит, всем известно. Узбекистан — страна с огромным интеллектуальным потенциалом. Нам нужно как можно скорей начать конвертировать этот потенциал в живые деньги, а для этого его нужно выявлять и раскрывать. Также у меня в планах когда-нибудь открыть коворкинг-центр. Еще я очень увлекаюсь робототехникой, есть несколько задумок в этой сфере. Всегда главное – начать, а не оставлять идею на словах. Любая идея достойна жить. Нужно лишь преподнести ее в правильной обертке.

 

Похожие материалы
Популярное