Стартап X Marketing: «Маркетологи могли бы быть круче, но они ленивы»

Мы часто слышим, что грамотный маркетинг – залог успеха бизнеса, но так ли это на самом деле? Маркетинг — это просто красивое слово или инструмент, необходимый каждой компании для развития и роста? О грядущих кардинальных изменениях в сфере узбекского маркетинга заявляют основатели стартапа X Marketing.

xmarketing_main

 

По словам соучредителя и идейного вдохновителя стартапа Искандера Хаитбаева, X Marketing «будет яркой вспышкой салюта посреди спокойного неба». Искандер родился в семье дипломатов и провел детство в переездах по разным странам:

— Четыре года в Пакистане, два года в Индии и три — в США. Именно переезды повлияли на меня и с детства заставили пересмотреть взгляды и восприятие жизни. Это привило мне свободное, «неформальное» мышление.

После окончания школы Искандер поступил в Международный Вестминстерский университет в Ташкенте, где проучился год:

— После второго курса я оставался на второй год три раза… Я работал, денег у меня не было, да и особого интереса к учебе тоже. Ректор сделал мне незабываемый подарок – разрешил продолжить учебу в любое время. За время обучения одним из немногочисленных плюсов была возможность самообучения, которая помогла мне в дальнейшем. Всего получение высшего образования заняло у меня девять с половиной лет.

 

quotes_miniВ Узбекистане маркетинг – второстепенная история в компаниях, и это неправильно. Маркетинг требует вовлечения во все процессы с самого начала работы.

 

Во время учебы Искандер работал в индустрии гостеприимства – в ресторанах и гостиницах на позиции управляющего, — а также участвовал в становлении журнала Domino. В период работы в ресторанной сфере он начал вести тетрадь с заметками, которые повлияли на восприятие бизнеса в целом. Позже набирался опыта в Москве, в крупном стартапе «КупиКупон»:

— Я стал маркетологом. Читал про маркетинг, изучал эту сферу. Меня бросали в такие ситуации, где приходилось разрешать множество вопросов. Именно этот опыт и стал основополагающим толчком — пришло понимание, что маркетинг везде. В Узбекистане маркетинг – второстепенная история в компаниях, и это неправильно. Маркетинг требует вовлечения во все процессы с самого начала работы.

Искандер строил планы за пределами Узбекистана, но, приехав в Ташкент навестить семью, разглядел перспективы на местном рынке.

— Где-то в Интернете я увидел баннер одного из наших сотовых операторов, перешел по ссылке на сайт и… не увидел анализа. Не было точек для отслеживания трафика и переходов пользователей с разных сайтов, а ведь крупные телекоммуникационные компании входят в число крупнейших рекламодателей в стране. Именно это вдохновило меня на создание проекта. Я встретился со своим другом, моим будущим партнером, и мы решили запустить стартап, который взорвет сферу интернет-маркетинга.

xmarketing_03

 

У нас получилось хорошо стартануть. Мы решили организовать пеший забег от Барданкуля до Чарвака. Заявили об этом на своей страничке в Facebook в видеообращении и организовали небольшой конкурс – разыграли новый iPhone. Условия акции были просты: надо было угадать, сколько времени займет забег. Наше видео просмотрело всего 500 человек, а вот прямые трансляции забега набрали в общей сложности больше 50 тысяч просмотров. Мы были приятно удивлены. Нам помогали совершенно незнакомые люди, привозили воду и еду. К нам даже присоединился марафонец.

Благодаря этой акции люди узнали о нас, о нашем опыте и методах работы. Параллельно я веду еще три стартапа в Москве, но ни один из них не брал настолько мощного старта. За первый месяц существования проекта нам поступило четыре заказа, и мы получили первую прибыль.

Финансируем проект сами, не привлекаем инвестиций извне. Нам это не надо. Мы вложили около четырех—пяти тысяч долларов, и эти вложения уже окупаются. Первые пару месяцев мы работали в кофейне и выполняли максимальный объем работы сами. Сейчас у нас штате 11 человек.

Наша главная цель – даже не заработок. Мы хотим вывести интернет-маркетинг в стране на качественно новый уровень. Сейчас интернет-маркетинг работает неправильно – это как купить Ferrari и толкать ее на «нейтралке». Конкуренты не достигнут такой планки, которую мы ставим сами себе. Прибыль – вторичная цель, это больше азарт. Спор с самим собой: сможешь или не сможешь?

 

quotes_miniМы хотим вывести интернет-маркетинг в стране на качественно новый уровень. Сейчас он работает неправильно – это как купить Ferrari и толкать ее на «нейтралке».

 

— Искандер, почему именно «X Marketing»? Что обозначает ваше название?

— X – это наш секретный ингредиент, наша тайна, скрытая в наших знаниях, в нашем опыте. Мы не работаем ординарно, мы не придерживаемся определенного стандарта, который существует в Узбекистане. Мы отходим от неправильных направлений и ограничений контента – говорим о бизнесе много, но в меру. В каждом нашем проекте есть изюминка, которую мы придумываем или адаптируем из заграничного аналога. Мы делаем проект фундаментально, вовлекаем аудиторию и выстраиваем эмоциональную связь.

Скоро запустим новую социальную инициативу под названием «Бенефициум», это будет сообщество помощи в Facebook. Пользователи будут публиковать просьбы, а мы будем раз в неделю выполнять одну из самых интересных или популярных (кроме просьб о материальной помощи). К примеру, «Помогите перенести шкаф» или «Разбудите меня в семь утра».

Когда число наших подписчиков на Facebook достигло 1000, мы благодарили всех лично, поименно, в эфире очередной прямой трансляции. На то, чтобы сказать каждому «спасибо», у меня ушло 39 минут. Это свежо и интересно – мы делаем это для наших подписчиков и при этом не тратим денег. Такие действия привлекают интерес и клиентов, а то, что происходит в сфере интернет-маркетинга многих других компаний — просто безответственное отношение. Если есть бог маркетинга, то это богохульство.

xmarketing_02

 

— Кто ваша целевая аудитория?  

— Мы хотим продвигать малый и средний бизнес, потому что этому бизнесу надо расти. А крупный бизнес сам подтянется к нам. Мы хотим создать интеллектуальные условия для правильного развития бизнеса.

— Как функционирует проект?

— Функционал – это просто. Есть люди, которые работают и, что немаловажно, работают в удовольствие. К нам приходит клиент, мы вливаемся в его бизнес, проводим анализы и четко просим обозначить, чего клиент хочет от бизнеса. Затем выводим best practices — отбираем наилучшие примеры и практики в определенной сфере по всему миру и после выводим для нашего заказчика рекомендации. На основе такого функционала мы выстраиваем правильные методики и стратегии интернет-маркетинга. В общей сложности нам необходимо минимум две недели на проведение этой работы.

Сейчас мы ведем ряд страничек в Facebook, занимаемся изменениями корпоративных сайтов и разрабатываем обновленные методики. В ближайший месяц запустим такие направления, как брендинг и нейминг. Мы хотим изменить уровень брендинга в стране. У нас есть «креативный голод», нам это интересно. Скажу больше: мы четко понимаем, как и что делать, ведь есть инструменты и опыт. Мы видим перспективы развития этих направлений. А самое главное – мы кайфуем от этого. Ведь чем сложнее задача – тем больше кайф!

 

quotes_miniВ Узбекистане нет маркетинга. Рынок слабый и непрофессиональный. Маркетологи могли бы быть круче, но они ленивы, да и рынок в целом ленивый.

 

— Как вы оцениваете сферу маркетинга в Узбекистане и каков его потенциал?

— В Узбекистане нет маркетинга. И это не беспочвенная критика. Рынок слабый и непрофессиональный. На рынке работают люди, которые не получили должного образования и опыта. Я по пальцам могу пересчитать людей, которые действительно работают и создают маркетинг в стране. Маркетологи не сталкиваются с задачами, которые оттачивали бы их навыки. Хотя и сами виноваты: маркетологи могли бы быть круче, но они ленивы, да и рынок в целом ленивый. Это вопрос самообразования и саморазвития.

А потенциал здесь колоссальный. 32 миллиона человек – вот потенциал. Есть огромный рынок, который еще не подключен к Интернету, но это ненадолго. По прогнозам, к 2025 году Интернет будет везде, точнее, все будет в Интернете. Главное, что нужно Узнету — больше качественного контента, больше информации.

— С какими проблемами вы столкнулись во время запуска проекта?

— Нет квалифицированных кадров, просто-напросто некого нанять. Это было предсказуемо, но ситуация оказалась еще хуже, чем я ожидал. Я был готов к тому, что из-за неразвитости сферы с профессионалами возникнут проблемы, был готов предлагать зарплаты больше, чем мы рассчитывали, но на рынке просто нет кадров. Именно поэтому мы обучаем сами. Организуем встречи, я рассказываю все, что знаю сам. Проводим быстрый курс – два месяца маркетинга. Сейчас проще обучать специалистов, чем «выбивать» из них неправильные установки и некорректные стандарты. Зато года через два эти люди станут самыми крутыми маркетологами в своих направлениях.

А в общем проблем нет. Процесс идет, все очень хорошо. Мы не сталкивались с государственными ограничениями или излишней бюрократией.

 

quotes_miniПроще обучать специалистов, чем «выбивать» из них некорректные стандарты. Зато года через два эти люди станут самыми крутыми маркетологами в своих направлениях.

 

— Когда сможете с уверенностью сказать, что вы не стартап, а взрослая компания?

— Ожидаем, что за первый год мы вырастем в компанию. Первые полгода у нас будет «стабилизироваться хаос». Будем ставить процессы на рельсы, а дальше масштабировать. Все упирается в людей – нам нужны не просто новые кадры, нам нужны и опытные специалисты своего дела, которых, к сожалению, практически нет. Полноценное взросление будет тогда, когда у нас будет 100 клиентов, которых мы будем вести параллельно. Это уже серьезные деньги и масштабы серьезной компании.

Через три года мы создадим бизнес для бизнеса, который будет приносить деньги, с более чем 100 клиентами и постоянным развитием, а через пять лет хотим выйти на зарубежные рынки. Возможно, я адаптирую несколько своих стартапов из России для рынка Узбекистана. Я всю жизнь боялся сделать первый шаг к предпринимательству. Думал, что у меня нет той самой жилки. В какой-то момент я понял, что жилка не нужна – нужно работать, нужно реализовывать себя, а деньги — это бонус. Сейчас я работаю с утра и до ночи и делаю это для себя. Главное — начать!

 

Подписывайтесь на Telegram-канал Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

 

 

 

Похожие материалы
Популярное